Вернуться назад 

РАУГ : § 3. Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли?

До середины XVI в., пока Великие географические открытия не расширили пространство экономических и политических интересов европейских держав, в мировой торговле участвовало ограниченное число стран. Главные причины тому — отсутствие достоверной информации народов друг о друге, нестабильность, частые войны и слабое развитие транспортных средств. Международная торговля состояла в перевозке дорогих и редких товаров: шелка, золотых и ювелирных изделий, пряностей. Главными международными торговыми путями был Великий шелковый путь, связывающий Европу и Азию, и путь из «варяг в греки» — торговля между Северной и Южной Европой. Конечными пунктами транссахарской торговли, контролируемой арабскими купцами, были богатейшие города на побережье современного Марокко — Сеута и Мелилья, откуда золото переправлялось в Европу.



В XVI—XVII вв. торговля европейских государств с Востоком явилась базой первоначального накопления капитала для зарождающейся промышленности, которая, развиваясь, требовала новых рынков сбыта и дешевых источников сырья.

С начала XVIII в., когда совершенствование транспортных средств и географические открытия обеспечили экономическое проникновение европейцев в Новый Свет, мировая торговля начала приобретать глобальный характер. Кардинально изменилась не только ее география, но и товарная структура. Торговать стали большими по весу грузами: сырьем, сельскохозяйственной продукцией.

За XVIII в. объем мировой торговли возрос в 5 раз, а за XIX в. — почти в 10 раз. К концу XIX в. у Англии — «мастерской мира» и «владычицы морей», лидировавшей в мировой торговле, — появились серьезные конкуренты — Германия, Франция, США. Заметную роль в мировой торговле начали играть колонии — Индия, Бразилия, Аргентина, Китай. К началу XX в., по оценкам Всемирной торговой организации, объем мирового внешнеторгового оборота составил 40 млрд. долл., из них на долю Европы приходилось 50%, на долю Северной Америки — 20%, а на колониальные и зависимые страны — 15%.

За первую половину XX в. мировой товарооборот увеличился более чем в 2,5 раза. С 50-х гг. XX в. среднегодовые темпы прироста внешней торговли были значительно выше темпов прироста ВВП. За вторую половину ХХ в. мировой товарный экспорт вырос еще почти в 10 раз.

Географическая структура товарного экспорта. К началу XXI в. Западная Европа была основным мировым экспортером: на долю региона приходилось 43% стоимости товарного экспорта, в том числе на 27 стран Европейского Союза — 42%. Доля Азии в мировом товарном экспорте составляла 31%, в том числе на долю Китая (включая Сянган и о. Тайвань) — фактического лидера в мировой торговле — к 2005 г. приходилось 12%, Японии — 6%. Доля Латинской Америки и Африки — по 3%.



Рабочая тетрадь. Задание 19. Как изменялась доля регионов в мировой торговле в 1950-2005 гг.?

На долю 50 стран-лидеров в мировой торговле приходилось почти 95% стоимости товарного экспорта и импорта, в том числе на долю 10 стран-лидеров — почти половина.

В последние десятилетия XX в. США значительно превосходили все страны мира по объему внешнеторгового оборота (доля в мировом экспорте в среднем 13%, в импорте — 11 %) и вывозу капитала; второе место занимала ФРГ, третье — Япония, которая за 1960-90-е гг. увеличила свою долю в мировом экспорте почти в два раза. К концу XX в. Китай вошел в десятку ведущих торговых держав (в 1980 г. — 20-й в списке лидеров), с долей в мировом экспорте 3,4%. К началу XXI в. резко возросли темпы экономического развития и экспорта Китая. Среднегодовые темпы прироста экспорта в ХХI в. (около 30%) вывели Китай в число мировых лидеров в мировой торговле. Доля Китая, вместе с Сянганом и Макао (САР Китая) и Тайванем к 2006 г. составляла почти 12%, обогнав ФРГ и США.

Главные товаропотоки. В начале XXI в. почти 1/5 мирового товарооборота приходилось на взаимную торговлю между 13 парами стран, основная часть которых — соседи, входящие в интеграционные группировки. Наиболее сильно внутрирегиональная торговля развита в Европе и Северной Америке; наиболее слабо — в регионах с однотипной структурой экономики.

Товарная структура мирового экспорта зависит от особенностей развития экономики стран (регионов) и специфики их участия в международном разделении труда. В целом по миру в начале XXI в. в товарной структуре мирового экспорта преобладала продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в стоимости мирового экспорта за последние 40 лет выросла в 2 раза.

Товарная структура экспорта различается по регионам. Так, на Ближнем и Среднем Востоке в структуре экспорта преобладает нефть и нефтепродукты, в Латинской Америке — сельскохозяйственные продукты и продукция обрабатывающей промышленности, готовые изделия, в Азии — продукция обрабатывающей промышленности.

В условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира география внешней торговли сильно зависит от политической ориентации. Торговые санкции и экономическая блокада государств, нарушающих нормы международного права, стали действенным оружием в современном мире (например, запреты на торговлю с КНДР, Ираком, Сербией).

География внешней торговли стран Восточной Европы кардинально изменилась после Второй мировой войны, что было следствием их вхождения в сферу геополитических интересов СССР. Геополитический фактор был главным для формирования территориальной и отраслевой структуры хозяйства, специализации в рамках Совета экономической взаимопомощи (интеграционное объединение социалистических стран). Переход к рыночным отношениям в 1990-е гг., политическая ориентация на связи со странами Западной Европы, а позже — вступление в Европейский Союз, способствовали изменениям, как в структуре производства, так и в географии внешней торговли.



Изменение географии внешней торговли потребовало изменения в транспортной инфраструктуре, которая ранее была ориентирована на связи с СССР и между самими странами Восточной Европы.

Статистические показатели и источники данных для анализа внешней торговли. К числу важнейших показателей, используемых при анализе географии внешней торговли, относятся следующие:

1) Объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (сумма стоимости экспорта и импорта).

2) Объем экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в расчете на душу населения, 1 км2 национальной территории.

3) Индексы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота, рассчитываемые как отношение объемов предыдущего года к настоящему.

4) Доля экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в соответствующих мировых показателях.

5) Сальдо внешней торговли (разница между экспортом и импортом).

6) Структура импорта (экспорта)— соотношение стоимости товарных групп к общей стоимости импорта (экспорта).

7) Доля импорта в потреблении показывает зависимость национальной экономики от международной торговли.

8) Коэффициенты международной специализации страны:

где К1 — коэффициент специализации,

Тc — доля страны в мировом экспорте данного товара,

Тm — доля страны в мировом экспорте;


где К2 — коэффициент специализации,

Дс — доля данного товара в экспорте страны,

Дм — доля товара в мировом экспорте.



  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад