РАУГ : § 3. Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов?
Телекоммуникации и связь. Информация — ключевой ресурс для успешного бизнеса и эффективной политики, недаром говорят, что «кто владеет информацией, тот владеет миром». Телекоммуникации (стационарные и мобильные, спутниковые телефоны, оптоволоконная связь, Интернет) позволяют эффективно собирать и обмениваться информацией.
Подводные волоконно-оптические линии проложены через Тихий океан (11,5 тыс. км (США — Гавайи — Япония), через Атлантический океан — 6,5 тыс. км (США — Западная Европа).
Технологический прогресс средств связи в последние десятилетия, их доступность для широких масс населения стали основой процесса глобализации.
Распространение Интернета |
Интернет, который изобрел в 1989 г. изобрел Тим Бернерс-Ли — сотрудник Европейского научного центра ядерных исследований (штаб-квартира в г. Женева, Швейцария) создал внутреннюю сеть организации как гипертекстовый проект World Wide Web. Распространение Интернета по территории Земли шло очень быстрыми темпами. Наибольший охват Интернетом — в экономически развитых странах, а самые высокие темпы прироста — в развивающихся. Интернет открыл новые возможности для глобализации мирового хозяйства, образования и торговли.
Развитие информационных технологий ведет к изменению взаимодействия потребителей и производителей: они позволяют фирмам уйти из городов, сохраняя полный контакт со смежниками и центральными конторами. Развитые системы связи заменяют личные контакты и позволяют экономить значительные средства.
Рекламный щит в центре Парижа (Франция). Реклама и с информацией о новом продукте, размещенная в людных местах, дает дополнительные стимулы для продаж. |
Реклама. Реклама обеспечивает дополнительные преимущества компаниям. Международный рекламный бизнес сосредоточен в Нью-Йорке и Токио, Лондоне, Париже, Чикаго, Лос-Анжелесе.
Финансовые услуги. К финансовым услугам относится деятельность банков, страховых компаний, фондовых бирж, инвестиционных и ипотечных компаний.
Офис ТНК Citigroup в г. Будапешт (Венгрия). Citigroup — мировой лидер в банковской сфере. |
Банки в г. Женева (Швейцария) |
В мировых финансовых центрах — глобальных городах — Нью-Йорке и Чикаго (в Америке), Лондоне, Франкфурте, Париже, Цюрихе, Женеве, Люксембурге (в Европе), в Токио, Сингапуре, Сянгане, Бахрейне (в Азии), оффшорных центрах (Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские острова и др.) — сосредоточена основная масса активов мирового финансового рынка. Здесь осуществляется торговля финансовыми активами между резидентами разных стран.
Большинство финансовых компаний имеют широкий спектр деятельности, главное из которых — банковское дело — размещение средств клиента на депозитном счете с последующим использованием для финансирования проектов, покупки ценных бумаг. Из 100 крупнейших финансовых ТНК банковским делом занимаются 2/3, 20% –страхованием.
В Западной Европе расположено около 55% крупнейших финансовых корпораций. Среди них крупнейшими по объему финансовых активов являются немецкая компания Allianz (страхование) и швейцарская UBS (банковское дело). По доходам и прибылям лидирующими компаниями являются американские корпорации Citigroup и Bank of America, французкая Crédit Agricole.
Крупнейшие финансовые корпорации мира, 2006 г.
Ранг | Название компании | Страна | Доходы, млрд долл. | Прибыли, млрд долл. |
---|
1 | Citigroup | США | 146,7 | 21,5 | 2 | Agricole | Франция | 128,5 | 8,9 | 3 | Fortis | Бельгия-Нидерланды | 121,2 | 5,4 | 4 | Bank of America Corp. | США | 117 | 21,1 | 5 | HSBC Holdings | Великобритания | 115,4 | 15,7 |
Здание биржи в г. Нью-Йорк (США) |
Памятник быку рядом со зданием биржи в г. Нью-Йорк. В биржевых торгах участвуют «быки» (работают на рост курса акций) и «медведи» (работают на снижение курса акций). |
В странах Азии (Япония, Южная Корея и Индия) расположено 11% корпораций; по объему финансовых активов является японская корпорация Mizuho Financial Group.
Торговля. Оптовая и розничная торговля, создание международных торговых сетей — быстро окупаемый и прибыльный вид бизнеса. При размещении предприятий торговли ключевое значение имеет их географическое положение.
К 2007 г. американская компания розничной торговли Wal-Mart Stores стала компанией №1 в мире — по числу работающих –1,9 млн. чел и по объему прибылей.
Уличная торговля контрафактной продукцией успешно конкурирует с самым дорогим в мире магазином Лафайет (Париж, Франция) |
Магазин Лафайет в Париже (Франция) считается одним из самых дорогих в мире |
|