РАУГ : Wal-Mart — мировой лидер в торговле
История торговой сети Wal Mart началась в 1940-е гг., когда Сэм Уолтон начал работать в одном из магазинов в штате Айова, получая зарплату 75 долл. в месяц. В 1950 г. он смог купить свой первый магазин в г. Бентонвилль, штат Арканзас. Ныне в этом небольшом городке расположена штаб квартира Wal Mart — крупнейшей ТНК мира по доходам и числу занятых.
Типичный Магазин компании Wal Mart (штат Флорида, США) |
К 1974 г. компания владела 78 магазинами в небольших городах США, в ней была налажена четкая компьютеризированная система поставок нужных товаров. В течение 3-х лет продажи возросли в 3 раза и достигли почти 500 млн долл., а количество магазинов выросло до 153. Это позволило диверсифицировать бизнес и открыть сеть мастерских по ремонту машин, аптек и отделов по продаже ювелирных изделий. В 1980-е гг. компания изменила свою региональную стратегию и «двинулась» в юго восточные штаты США. В 1990-е гг. компания стала транснациональной: первый зарубежный магазин открылся в Мехико.
В начале ХХI в. 3800 магазинов компании открыты во всех штатах США и в Пуэрто Рико; 3800 магазинов — в 14 странах мира; в компании работает 1,9 млн человек, а доходы возросли до 351 млрд долл., чистая прибыль — до 11,3 млрд долл. Каждую неделю 138 млн покупателей посещают магазины компании. Компания продолжает расширять международное присутствие, в первую очередь, в крупных развивающихся странах — Китае, Индии, Бразилии. В США региональная стратегия другая — открытие небольших магазинов, максимально приближенных к потребителям. В странах, где законодательно запрещено прямое иностранное присутствие в розничной торговле (например, в Индии), создаются совместные предприятия. Компания создала собственную систему связи и телевидения, предназначенных для оперативной связи между подразделениями и рекламы товаров непосредственно в магазинах. Почти 40% продаваемых товаров производятся специально для компании Wal Mart, при этом — почти 70% товаров произведено в Китае.
Успехи компании связаны с действием ряда факторов. В первую очередь, это — действенная ценовая политика: благодаря большому объему продаж компания может устанавливать низкие розничные цены на товары (слоган «экономь деньги и живи лучше»). Компания проводит действенную региональную политику размещения магазинов, главные принципы которой: расстояние — не более 60 км до супермаркета с максимально возможным набором товаров и магазин с товарами первой необходимости в шаговой доступности от потребителя. Это обеспечивает эффективную структуру управления, логистики и маркетинга. Компания изменяет структуру продаж в соответствии с новыми веяниями. Например мода на органическое сельское хозяйство привела к появлению соответствующих отделов в магазинах, распространение Интернета — к появлению продаж через Интернет и доступа wi-fi в магазинах и т. д.
Компания ведет активную работу по связям с общественностью, привлекая видных политиков к участию в работе совета директоров (среди них была Хилари Клинтон); активно поддерживает консервативную партию. Так на выборах 2004 г. 76% людей, совершавших покупки в Wal Mart, проголосовали за Дж. Буша.
Wal-Mart
|