Вернуться назад 

РАУГ : § 4. Каковы региональные особенности развития туризма?

Туризм (от tour — прогулка, поездка) — путешествие в свободное время — одна из самых динамичных отраслей мировой экономики. Если в ХVIII — XIX вв. путешествия были уделом избранных — посмотреть новые места и отдохнуть на минеральных водах могли только очень богатые люди, то в ХХ в. туризм (познавательный, спортивный, религиозный, горный, экологический и др.) стал массовым явлением и важной сферой человеческой деятельности.

Питьевая галерея в г. Пятигорске (Россия), около которой собиралось «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Глобализация мировой экономики, рост благосостояния людей и увеличение свободного времени, развитие всех видов транспорта, инфраструктуры сферы услуг — отелей, банков, электронной коммерции, системы страхования и безопасности, с одной стороны, и стремление узнать и повидать новые места, с другой, привели к росту числа путешественников, как во внутреннем, так и в международном туризме.

Структура туристических поездок (по целям), начало XXI в.

За 1950-2007 гг. число людей, выезжающих на отдых заграницу, возросло более чем в 20 раз и достигло почти 900 млн. чел в год. Европа является лидером среди регионов мира по прибытию туристов (около 60%).

В начале ХХI в. в туризме занято 260 млн. чел. (11% экономически активного населения мира), расходы на туризм составляют более 10% от мирового ВВП. Для многих стран мира развитие туризма является важнейшим источником валютных поступлений. На его долю приходится треть мировой торговли услугами.

Важнейшими условиями развития туризма являются рекреационные ресурсы — аттрактивные ландшафты и климат, памятники истории и культуры, а также условия сервиса и обслуживания.

Экстремальные природные явления (землетрясения, цунами, тайфуны) способны полностью разрушить экономику стран, в которых туризм является основной экономики.

Пляж в г. Сазополь (Болгария). Массовый вид туризма — пляжный отдых на теплом море.

Развитие туризма оказывает мультипликационный эффект на экономику принимающих регионов — активно развивается инфраструктура, обслуживающая туристов: растут отели, рестораны, предприятия малого бизнеса, производящие сувенирную продукцию.

В последние десятилетия произошло изменение парадигмы мотиваций туризма: от «трех S» — море — солнце — песок (SSS — Sea — Sun — Sand) к «трем L» — национальные традиции — пейзаж — досуг (LLL — Lore — Landscape — Leisure). Это вовлекает в орбиту туристского бизнеса новые территории.

Туристы в горах Памира (Таджикистан)

Путешествия на арендованном или собственном мини-автобусе, оснащенном всей системой жизнеобеспечения, становятся все более популярными в странах Западной Европы.



  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад