РАУГ : § 4. Каковы региональные особенности развития туризма?
Туризм (от tour — прогулка, поездка) — путешествие в свободное время — одна из самых динамичных отраслей мировой экономики. Если в ХVIII — XIX вв. путешествия были уделом избранных — посмотреть новые места и отдохнуть на минеральных водах могли только очень богатые люди, то в ХХ в. туризм (познавательный, спортивный, религиозный, горный, экологический и др.) стал массовым явлением и важной сферой человеческой деятельности.
Питьевая галерея в г. Пятигорске (Россия), около которой собиралось «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |
Вязаные крючком салфетки — традиционные сувениры в г. Сазополь (Болгария). Их охотно покупают многочисленные туристы, обеспечивая занятость и доходы местного населения. |
Глобализация мировой экономики, рост благосостояния людей и увеличение свободного времени, развитие всех видов транспорта, инфраструктуры сферы услуг — отелей, банков, электронной коммерции, системы страхования и безопасности, с одной стороны, и стремление узнать и повидать новые места, с другой, привели к росту числа путешественников, как во внутреннем, так и в международном туризме.
Структура туристических поездок (по целям), начало XXI в. |
Страны-лидеры по числу туристических прибытий, 2007 г. |
За 1950-2007 гг. число людей, выезжающих на отдых заграницу, возросло более чем в 20 раз и достигло почти 900 млн. чел в год. Европа является лидером среди регионов мира по прибытию туристов (около 60%).
В начале ХХI в. в туризме занято 260 млн. чел. (11% экономически активного населения мира), расходы на туризм составляют более 10% от мирового ВВП. Для многих стран мира развитие туризма является важнейшим источником валютных поступлений. На его долю приходится треть мировой торговли услугами.
Важнейшими условиями развития туризма являются рекреационные ресурсы — аттрактивные ландшафты и климат, памятники истории и культуры, а также условия сервиса и обслуживания.
Экстремальные природные явления (землетрясения, цунами, тайфуны) способны полностью разрушить экономику стран, в которых туризм является основной экономики.
Пляж в г. Сазополь (Болгария). Массовый вид туризма — пляжный отдых на теплом море. |
Сувенирный рынок в г. Сус (Тунис). Керамику охотно покупают многочисленные туристы, обеспечивая занятость и доходы местного населения. |
Развитие туризма оказывает мультипликационный эффект на экономику принимающих регионов — активно развивается инфраструктура, обслуживающая туристов: растут отели, рестораны, предприятия малого бизнеса, производящие сувенирную продукцию.
В последние десятилетия произошло изменение парадигмы мотиваций туризма: от «трех S» — море — солнце — песок (SSS — Sea — Sun — Sand) к «трем L» — национальные традиции — пейзаж — досуг (LLL — Lore — Landscape — Leisure). Это вовлекает в орбиту туристского бизнеса новые территории.
Туристы в горах Памира (Таджикистан) |
Восхождение на Джомолунгму — самую высокую гору мира (Непал) |
Путешествия на арендованном или собственном мини-автобусе, оснащенном всей системой жизнеобеспечения, становятся все более популярными в странах Западной Европы. |
Римский пантеон — величайший памятник культуры (г. Рим, Италия) приезжают посмотреть туристы из всех стран мира. |
|