РАУГ : § 3. Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?
Территория каждой страны для целей эффективного управления
имеет иерархически соподчиненную систему административно-территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.
| Рабочая тетрадь. Задание 1. Чем отличается районирование от административно-территориального деления? |
---|
АТД является утвержденным законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием. Однако в отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчиненную систему. Например, единицы первого порядка в США — 50 штатов — равноправные субъекты федерации и столичный федеральный округ Колумбия; каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа (всего в США — 3141 округ).
В России: области (республики, края) — районы — городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).
Франция делится на 26 регионов ( в том числе 21 — европейском континенте, 1 (Корсика) — на острове Корсика, 4 — на заморских территориях. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Регионы делятся на 100 департаментов, которые в свою очередь подразделяются на 342 округа.
Существующее административно-территориальное деление
отражает определенные этапы исторического развития.
Существует несколько вариантов проведения административных границ. Они могут проводиться по границам ареалов расселения этнических групп, по природным рубежам или геометрическим линиям. Федеративное государственное устройство в многонациональных государствам, как правило, основывается на этническом принципе. Например, в Индии, этот принцип отражен даже в названиях штатов — Западная Бенгалия (проживают преимущественно бенгальцы), Тамилнад (тамилы) и т. д. В европейских странах современные административные границы наследуют старые границы периода феодальной раздробленности.
Как правило, наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, то есть пересмотра существующих границ.
Зачастую основанием для пересмотра сетки АТД становится угроза территориальной целостности страны, в этом случае ареалы расселения этносов, стремящихся к обособлению, разделяются новыми административными границами. Таким образом, «бунтовщики» рассеиваются между разными единицами АТД.
Оптимальным числом административно-территориальных единиц в государстве считается интервал 10 — 50; более дробное АТД вызывает проблемы, связанные с эффективным управлением.
При подготовке к проведению реформы АТД обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определенных правил, которые позволяют избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряженности.
Новые административно-территориальные единицы должны быть:
- достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств;
- иметь определенное внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны;
- по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей,
- новые административные единицы должны создаваться с учетом развивающихся экономических центров.
При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования), границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. «Качество» административно территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между единицами АТД; в то время как районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц.
|