Вернуться назад 

РАУГ : § 5. Почему страны вступают в экономические и торговые союзы?

Международная интеграция — это объединения на уровне стран, связанных узами экономического сотрудничества. Результатом интеграционных процессов является проведение общей экономической политики по отношению к третьим странам, создание общих хозяйственных объектов.

Интеграция — мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Наибольшее распространение получила региональная интеграция; на повестке дня XXI в. стоит вопрос о глобальной интеграции — слиянии региональных объединений.

Для того чтобы интеграционное объединение успешно работало, необходимо сочетание нескольких объективных и субъективных факторов. В первую очередь, это экономические факторы: страны, в нее входящие, должны иметь одинаково высокий уровень социально-экономического развития и высокие темпы прироста ВВП (опыт показывает, что интеграция по типу «и встретились два бедных…» обречена на неудачу). Такие политические факторы, как желание руководства стран и их готовность создавать необходимые для функционирования интеграционного объединения наднациональные структуры, а также географическая близость и культурно-историческая общность стран, также имеют большое значение.

Стадии экономической интеграции. Виды межгосударственных объединений различаются степенью интеграции национальных рынков, уровнем интенсивности хозяйственных связей, степенью согласованности экономической политики в отношении третьих стран. Старт развитию любому интеграционному объединению дают межгосударственные торговые соглашения, число которых в последние десятилетия стремительно растет.

Широко распространены преференциальные соглашения. Их заключают страны, договариваясь о взаимном снижении или отмене таможенных пошлин на ввозимые товары. При этом торговые отношения и пошлины в отношении с третьими остаются прежними. Например, в такую зону входили все члены Содружества (Британского) наций.

По степени усиления взаимозависимости выделяются следующие виды интеграционных межгосударственных объединений.

1. Зона свободной торговли предполагает устранение тарифных и количественных ограничений на товарооборот между странами (например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА, Латиноамериканская интеграция), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АРЕС — Asia — Pacific Economic Cooperation).


2. Таможенный союз, кроме мероприятий зоны свободной торговли (отмену пошлин и количественных ограничений на взаимную торговлю), предусматривает унификацию тарифов в торговле с третьими странами. Для функционирования таможенного союза создается межгосударственный совет на уровне министров и секретариат.

3. Общий рынок. Его создание предполагает все преимущества таможенного союза плюс свободное передвижение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Регулярно проводятся встречи глав государств, руководителей министерств, работает постоянно действующий секретариат.

4. Экономический союз. Страны, подписавшие соглашение об экономической союзе, соглашаются на согласованную социальную, региональную, бюджетную политику, общую торговую политику. Работает межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования.

5. Полная (экономическая и политическая) интеграция становится возможной, когда к экономическим мерам добавляются меры политические — создаются надгосударственные органы управления, изменяется функция государственных границ. Эффективно работают надгосударственные органы управления — выбранный парламент, органы управления экономикой, создается конституция.

Практически каждая страна мира принимает участие в той или иной интеграционной экономической группировке. Названия интеграционных объединений, как правило, не отражают реальную стадию интегрированности экономик, а указывают на те цели интеграции, которые были поставлены при создании. Часто бывает, что группировка, называющая себя экономическим союзом, на практике занимается ликвидацией таможенных тарифов (т. е. находится на первой стадии интеграции) или существует только в подписанных документах о его организации.

Среди множества существующих на сегодняшний день международных интеграционных объединений к созданию реального экономического и политического союза непосредственно подошло лишь Европейское Сообщество (ЕС) — союз наиболее развитых стран Западной Европы.

Экономическая интеграция в Европе после Второй мировой войны была вызвана необходимостью развития европейской экономики от американского рынка, без таможенной защиты от которого не могли успешно развиваться пионерные отрасли того времени — автомобилестроение и авиационная промышленность. Европейская интеграция началась с 1950-х гг., когда было подписано соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), контролирующего каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембург.

В 1957 г. страны ЕОУС подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома). В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций — ЕОУС, Евроатома, ЕЭС — была создана новая интеграционная группировка — Европейское Сообщество. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.



Зал, где был подписан Римский договор о создании Европейского Сообщества в 1957 г.

В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия.

Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза — экономического, валютного и финансового — и введение единого общеевропейского гражданства.

С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский союз.

В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства.

В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны — Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.

Экономическим результатом интеграции стало снижение издержек производства в среднем на 7%, в банковском деле, страховании и транспорте — на 15—20%.

С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС — евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица использовалась для взаиморасчетов между 13 странами членами ЕС Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.

2004 г. знаменовался самым большим за историю европейской интеграции расширением союза — в союз вошли бывшие социалистические страны — страны Центральной и Восточной Европы, Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также бывшие республики, входившие в СССР — Эстония, Латвия, Литва; Кипр и Мальта. В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.



Страны, вступившие в ЕС в течение почти 10 лет, участвовали в программе по подготовке к вступлению в Союз, поскольку резко отстают от среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения.

Совокупный ВВП десяти стран Центральной и Восточной Европы составляет только 13% от уровня ЕС, уровень жизни в них менее 50% от среднего по ЕС, что ниже, чем в самых отсталых районах Испании, Португалии и Греции.



Членство в ЕС дает вновь вступившим странам дополнительные возможности развития экономики: финансовые инвестиции, помощь отсталым районам, обеспечивает доступ национальной продукции на рынки ЕС. Кандидатами на вступление в ЕС остаются 3 страны — Хорватия, Македония и Турция.

Сегодня ЕС — один из ведущих центров современного мира, крупнейший мировой экспортер и импортер капитала. К началу XXI в. в 27 странах — членах ЕС проживало 490 млн. человек, доля ЕС в мировом ВВП составляла 20%, в мировом экспорте — 42%.

Экономическая интеграция в Америке. В Северной и Латинской Америке существует несколько десятков интеграционных объединений. Самой влиятельной считается НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли.

Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA-North American Free Trade Area) в составе США, Канады и Мексики вступило в силу с 1 января 1994 г. Соглашение предполагало поэтапное снятие тарифных ограничений на торговлю товарами легкой промышленности машинами и запасными частями, а также на всю номенклатуру продукции аграрного сектора. Это способствовало росту объемов взаимной торговли.

Подписание соглашения закрепило существующие тенденции торговых отношений между этими странами: за 1990-2005 гг. торговый оборот между США и Канадой увеличился в 3 раза, а между США и Мексикой — в 4,5 раза.

Каковы преимущества получила экономика Мексики от участия в НАФТА?

Ожидается, что создание зоны свободной торговли будет способствовать движению факторов производства: капиталы из более развитых стран-частниц соглашения (США и Канады) будут мигрировать в Мексику, особенно в трудоемкие отрасли (текстильную промышленность и производство игрушек). Это должно привести к росту занятости в Мексике (и, соответственно, предотвращению нелегальной миграции из стран Латинской Америки через Мексику в США). Считается, что экономика Мексики в наибольшей степени выиграет от участия в НАФТА за счет роста поступлений иностранного капитала. Приняты общие для НАФТА законы по окружающей среде и охране труда. Однако до сих пор мексиканцам не разрешается осуществлять грузоперевозки по территории США и Канады, США борется мексиканской иммиграцией.



Зона приграничного сотрудничества США-Мексика создавалась для сдерживания нелегальных трудовых мигрантов из Латинской Америки в США. Предприятия, принадлежащие преимущественно американскому капиталу и использующие дешевую рабочую силу, созданы в мексиканских городах Тихуана, Мехикали, Сьюдад-Хуарес, в которых «оседают» трудовые мигранты из центральных районов страны. В начале XXI в. в этой узкой приграничной полосе производилось почти 2/3 стоимости продукции обрабатывающей промышленности Мексики.

С другой стороны, рост экспорта из США на открытые рынки Канады и Мексики потребует создания новых рабочих мест высокотехнологических отраслях, в банковском деле и сфере услуг.

Зона свободной торговли между Мексикой и ЕС была создана конце 1999 г. Таким образом, ЕС получает новый «прямой маршрут» на рынок США, доступ на который закрыт протекционистскими пошлинами. Соглашение о снятии торговых барьеров предполагает снижение на 82% сборов на импорт промышленной продукции из Мексики в ЕС, и на 45% — из ЕС в Мексику, с 20 до 3% снизятся пошлины на европейские автомобили.

Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) — крупнейший и наиболее динамично развивающийся союз Латинской Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (270 млн. человек, 2/3 ВВП Латинской Америки, почти 1/3 внешнеторгового оборота). Договор (1991 г.) предусматривает отмену торговых и иных пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, единый таможенный тариф, координацию промышленной, сельскохозяйственной и финансовой политики. В 1994 г. принята программа создания таможенного союза: 85% взаимного торгового оборота будет освобождено от тарифных барьеров. Созданы наднациональные органы управления.

НАФТА и МЕРКОСУР могут положить начало всеамериканской зоне свободной торговли от Аляски до Огненной Земли.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Решение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято в 1991 г., В него вошли 12 республик бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Сложности интеграции связаны с рядом факторов — нежеланием политического руководства стран возврата к эпохи СССР их стремлением к самостоятельности, сложным социально-экономическим положением стран.

В 1990-е гг. была создана система органов управления Содружеством, заключены соглашения между странами-членами по развитию внутрирегионального сотрудничества. Однако значительная часть принятых решений осталась невыполненной.

Рабочая тетрадь. Задание 24. Типы стран СНГ по уровню социально-экономического развития

Неудачи интеграции СНГ заставили государства обратиться к региональной интеграции. В конце ХХ в. на постсоветстком пространстве были созданы следующие интеграционные объединения:

ГУАМ образована в октябре 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (Узбекистан был в составе организации в 1999-2005 гг.). Создавалась с целью создания зоны свободной торговли и совместного использования транзитного коридора Туркменистан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черное море — Румыния и Болгария и строительства трансевразийского нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (Турция).

ЕврАзЭС (Евразийские экономическое сообщество) в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана) создано в 2000 г. с перспективой создания таможенного союза к 2011 г.

Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России был ратифицирован в 2000 г. Были созданы наднациональные органы управления — Высший Государственный Совет (высший орган Союзного государства), Парламент (представительный и законодательный орган), Совет Министров (исполнительный орган), Постоянный Комитет (координирующий орган), Суд, Счетная палата, отраслевые и функциональные органы. Однако реальная интеграция сдерживается разногласиями по поводу цен на поставки энергоресурсов и политическими факторами.

ЦАЭС (Центрально-Азиатское экономическое сообщество) в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана образовано в 2002 г.; в 2004 г. к ЦАЭС присоединилась РФ. Одной из важнейших целей организации является создание общего рынка.

Интеграция в развивающихся регионах, как правило, не выходит за рамки создания зон свободной торговли.

Здесь наибольшее распространение получили торговые и товарные организации (Азиатское кокосовое сообщество, Международная организация по кофе, Азиатский фонд торговли рисом, ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти), контролирующие мировые цены и квоты производства на определенный вид продукции; организации по совместному освоению или эксплуатации месторождений полезных ископаемых или территорий (Организация по развитию нижнего течения реки Меконг, Организация по развитию реки Сенегал и т. д.). Функционирование общеэкономических организаций, таких, как, например, Арабский общий рынок, АСЕАН, ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), в соответствии с поставленными задачами часто затрудняется однотипностью хозяйственных структур, низким общим хозяйственным уровнем развития и политической нестабильностью и военными конфликтами между странами — членами интеграции.



  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад