Вернуться назад 

РАУГ : § 2. Как измерить региональное неравенство?

Региональное неравенство. Неравенство в уровне и качестве жизни населения обусловлено природными особенностями, географическим положением территории, хозяйственными навыками населения, особенностями участия в международном разделении труда. Эти различия существуют не только между странами, но внутри каждой из них, даже самой небольшой по площади. При этом, иногда эти различия становятся очень опасными для территориальной целостности страны: если экономическое неравенство между регионами совпадает с политическими, религиозными, этническими различиями.

Анализ экономического состояния регионов предполагает учет ряда показателей: ВВП на душу населения, структуры ВВП (доля первичного, вторичного и третичного секторов), доли городского населения и др. Однако для стран, различных по типу социально-экономического развития смысл одних и тех же показателей будет неодинаковым. Так, если высокая доля обрабатывающей промышленности в ВВП для развивающихся стран в большей степени свидетельствует о прогрессе в ходе экономического развития, то для экономически развитых стран скорее свидетельствует не об успехах, а о предкризисном состоянии экономики.

Г. Гранада (Испания). А) Центральные кварталы города. Б) Жилье цыган на окраине (жилые помещения расположены в пещерах)

Большое значение при региональном социально-экономическом анализе имеют показатели качества жизни: образовательный уровень населения, развитость инфраструктуры, новизна выпускаемой продукции, жилищные условия, возможности получения образования, экологическая обстановка, уровень преступности. Низкое качество жизни считается важнейшим ограничителем развития экономики районов, препятствием для притока квалифицированных кадров и развития современных производств.

Измерение неравенства: кривая Лоренса. Графическое представление о социальной и территориальной справедливости дает кривая Лоренса. Чем больше изогнута реальная кривая относительно идеальной, тем меньшей социальной и территориальной справедливостью обладает страна.

Чтобы вычертить кривую Лоренса, сначала надо рассчитать коэффициент преимущества (К) для каждой социальной группы или территориальной единицы:

Если К >1, то благосостояние данной социальной группы (или территории) выше среднего, если К <1 — ниже среднего.

Рассмотрим на конкретном примере, как построить кривую Лоренса для четырех этнических групп в ЮАР (середина 1950-х гг.).

Социальная справедливость в ЮАР, 1950-е гг.

Этнические группы Доля в населении, % Доля в ВВП, % Коэффициент преимущества (К) Ранг К
«Белые» 19 73 3,84 4
Банту 68 19 0,28 1
«Цветные» 10 5 0,5 2
Выходцы из Азии 3 3 1,1 3

Первой на график наносятся координаты группы с минимальным коэффициентом преимущества (банту) (точка 1 с координатами 68 по оси ОХ и 19 по оси ОУ).

Далее, чтобы нанести точку 2, мы выбираем группу, следующую за банту по величине коэффициента преимущества («цветные»), и складываем соответствующие доли первой (банту) и второй («цветные); на график наносим полученные суммарные значения (точка 2 с координатами 78 = 68 + 10 по оси ОХ и 24 = 19 + 5 по оси ОУ).

Все следующие точки строим аналогично.

Восстановив перпендикуляры от 50% отметок, можно сделать выводы о социальной справедливости в стране: самая бедная половина населения владеет только 13% национального дохода.

Перпендикуляры, восстановленные из 10% отметок, еще более подчеркивают социальное неравенство в стране: 10% самого бедного населения — 1,5% общих доходов, 10% самого богатого — почти 50% доходов.

Рабочая тетрадь.
  • Задание 3. Территориальная справедливость в ФРГ: где расположены «богатые» и «бедные» земли?
  • Задание 4. Какова динамика социальной справедливости в СНГ?

Территориальная справедливость и экономическая эффективность. Каждая экономическая эпоха вначале сопряжена с избирательным сосредоточением творческих сил и новейших средств, с возвышением определенных центров. Погоня за максимальным производственным эффектом, дополнительные стимулы которому дает территориальная концентрация, без государственных компенсирующих социальных мер может привести к росту территориальных диспропорций и, как следствие, социальной и политической напряженности.

С другой стороны, равенство не тождественно справедливости. Равномерное распределение экономической деятельности по территории уравниловка ведет к неэффективному использованию ресурсов.

Справедливость и эффективность находятся в обратно пропорциональной зависимости. Поэтому существует альтернатива выбора на каждый промежуток времени: чем выше эффективность, тем меньше равенства.

Так, невозможно одновременно реализовывать государственные программы повышения эффективности производства и установления социальной справедливости. Безусловно, в государственной политике приоритет должен отдаваться повышению эффективности производства. Но при этом необходимо обязательное перераспределение доходов в пользу пострадавших. В конечном счете, несправедливость и неравенство дают краткосрочный экономический эффект, но диспропорции в региональном развитии могут окончиться социальным взрывом и разгромом несправедливой системы.

Способом разрешения этого противоречия является региональная политика государства, которая всегда начинается с выявления проблемных территорий.



  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад