РАУГ : § 2. Каковы особенности развития транспортной системы мира?
Современная мировая транспортная система — отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в ХХ в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты), средства передвижения. Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями.
На глобальном уровне уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.
Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так, крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырье и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи.
Порты как фокусы экономической жизни |
Роттердам — крупнейший морской порт Европы (космический снимок) |
Схема портового хозяйства Роттердама (Нидерланды) |
Структура грузооборота порта Роттердам (Нидерланды). Обратите внимание на различия в импортных (преобладает нефть и нефтепродукты, минеральное сырье) и экспортных (преобладают контейнерные перевозки) грузах. |
Зоны, расположенные рядом с магистралями в районах нового освоения, получают дополнительные стимулы развития.
Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа океанских судов, их скорости, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовало росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов.
Грунтовая дорога на Чукотке |
Если несколько веков назад важнейшими международными грузами были дорогостоящие товары небольшого веса и объема (драгоценности, специи, ткани, соль), то с развитием международного разделения труда, средств и путей сообщений мировая торговля приобрела глобальный характер и в торговый обмен стали вовлекаться массовые грузы и сырье.
Транспорт — один важнейших потребителей нефтепродуктов и загрязнителей окружающей среды.
Межгородские автобусные перевозки — удобный и надежный вид транспорта в Западной Европе (Испания) |
Паромное сообщение в Средиземном море (Италия) |
Статистическими показателями для анализа уровня развития транспорта являются густота сети (рассчитывается относительно площади обслуживаемой территории, населения, отправленных грузов), средняя дальность перевозок, грузооборот.
Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки (около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, первое место по грузообороту) и Западной Европы (первое место по густоте транспортной сети). В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.
В развитых странах лидирует автомобильный транспорт (40% перевозок), на железнодорожный приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный (60%), на автомобильный приходится 9%.
Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50%) и Азии (25%), на долю Америки приходится 13%, всех других регионов — 11%.
Грузовой транспорт. В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/3 перевезенных грузов. Морской транспорт, как самый дешевый, связывает главные районы производства товаров, разделенные океанами — Европа — Америка — Япония и Китай. Доля железнодорожного — внутриконтинентального — транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растет доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт.
| |
---|
Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объемов мировой торговли и повлияло на ее географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения — Суэцкого и Панамского: танкеры «не помещаются» в узкое русло каналов и основные нефтеперевозки идут через юг Африки — мыс Доброй Надежды. Тем не менее, для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы — важнейшая часть поступлений в бюджет.
Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом. Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов — перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.
Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на ½ выше. Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.
Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.
| Рабочая тетрадь. Задание 19. Где расположены крупнейшие транспортные узлы мира? |
---|
| Рабочая тетрадь. Задание 3. Как глобализация влияет на мою жизнь? |
---|
Контейнерные морские перевозки (Китай, Шанхай) |
Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта — формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург; Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.
Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур, Сянган и Шанхай. За последние годы в число крупнейших контейнерных портов мира вошли порты динамично развивающихся стран Азии, в первую очередь, Китая. Европейские порты, хотя и увеличили грузооборот, в рейтинге сместились на 7-8 место.
Новыми тенденциями в развитии мировых грузоперевозок — это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки — скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.
Транспортная развязка в г. Майами (штат Флорида, США) |
Пассажирский транспорт. Глобализация мировой экономики, углубление внешнеторговых, туристских, научных и культурных связей привело к резкому росту подвижности населения.
Важнейший показатель развития пассажирского транспорта — пассажирооборот (пассажиро-километры). Региональные различия по этому показателю весьма существенны: максимальный показатель в Северной Америке — 12,7 тыс. и Западной Европе — 8,2 тыс.
Основная часть пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт (80%), на железнодорожный и авиационный — 10%.
Транспорт наряду с промышленностью является основным источником загрязнения окружающей среды в городах.
Монорельсовая дорога в г. Осака (Япония) |
Железные дороги в Испании — один из самых комфортных видов транспорта |
Городской транспорт в г. Хайдарабад (Индия) |
Конные повозки — традиционный вид транспорта на Принцевых островах в Мраморном море (Турция). На островах запрещено движение автомобилей, загрязняющих окружающую среду. |
Рост количества авиапассажиров 2000-2006 гг. |
|