Вернуться назад 

РАУГ : § 2. Где проходят государственные границы?

Вопрос о территории государства непосредственно связан с государственными границами — линиями, проведенными на карте и на местности, и перпендикуляры, восстановленные от этих линий до границы земного пространства с Космосом и до центра Земли в глубь ее недр. Принцип нерушимости границ является залогом мирного сотрудничества соседствующих народов, недаром говорят, что «хорошие границы делают хороших соседей».

Две противоборствующие тенденции: укрепление барьерной функции границ и развитие контактной функции (т. е. превращение границ в зоны экономического сотрудничества) определяют роль границ в международных экономических отношениях.

Сухопутные границы. Сухопутные границы устанавливаются в два этапа: первый — делимитация (описание их в договоре и максимально точное обозначение на карте, прилагаемой к договору) и второй — демаркация (обозначение границ на местности и описание этого процесса в специальном протоколе).

Морские границы. К берегу государства прилегают территориальные воды — суверенная территория государства протяженностью, согласно международным соглашениям 12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона — полоса шириной 12 миль. Таким образом, граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль за соблюдением таможенных и иммиграционных правил, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии.

Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположены исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства шириной 200 миль. Эти зоны могут использоваться как прибрежными государствами (для разведки, разработки естественных ресурсов недр и вод, создания в этой зоне искусственных островов, установок и сооружений), так и другими государствами (они имеют право судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, если это не нарушает права прибрежных государств).

Континентальный шельф — это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Эта зона простирается до глубины 200 м или на расстояние 200 морских миль от линий, которые отмеряют ширину территориального моря (если внешняя граница подводной окраины не простирается на такое расстояние). Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Континентальный шельф не может простираться более чем на 350 миль.

Государства имеют право на разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа (рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых). Линии границ континентального шельфа, примыкающего к территории государств, берега которых расположены один против другого, или к территории двух смежных государств, определяются соглашением между государствами либо на основе международных принципов.

Острова и атоллы, принадлежащие другим государствам, могут иметь лишь 12-мильную полосу территориального моря и прилежащую зону, но не дают права на континентальный шельф.

Проведение морских границ в проливах, заливах и внутренних морях — сложная политическая проблема. Обычно границы проводятся на равном расстоянии от побережий соседствующих стран.

Географическое положение: выход к морю. Для современных государств, все больше зависящих от мирохозяйственных связей, выход к морям Мирового океана считается важным преимуществом географического положения. Им не обладают всего 42 государства, причем, в основном это страны с низким уровнем дохода.

Как влияет географическое положение на уровень социально-экономического развития?

Интересно, что в отличие от стран Азии, Африки и Латинской Америки, государства Европы, лишенные выхода к морям, не испытывают неудобств от такого географического положения. Большинство их имеют весьма высокий уровень экономического развития, а некоторые (например, Швейцария, Австрия) по благосостоянию граждан даже обогнали приморских соседей. Большую роль в этом сыграло наличие международных водных путей, которые проходят по впадающим в море рекам — Рейну, Дунаю. Да и в целом пространство объединенной Европы становится все более проницаемым и однородным в политическом отношении. Что же касается государств-карликов, расположенных не у моря— Андорры, Лихтенштейна, Сан-Марино, Ватикана, приморское положение им вовсе не нужно.

Особенно большую роль играет выход к морям для государств, экономика которых зависит от экспорта природных ресурсов. Отрезанные от морских побережий, такие страны ограничены в возможностях строить экономику на экспорте природных ресурсов, и потому, заметно беднее своих приморских или приокеанских соседей. Классический пример — Боливия, лишившаяся в 1884 г. в результате Тихоокеанской войны выхода к побережью Тихого океана, что заметно осложнило поставки на внешний рынок главного экспортного товара этой страны — оловянной руды, а позднее — ее концентрата.

Поэтому на политической карте мира нередко возникали причудливые конфигурации государств, тянувшихся к морям узкими коридорами. Нередко их создание диктовалось не только (и не столько) потребностями экономики, сколько геополитическими амбициями.

Иногда не менее важным, чем выход к морю, оказывается выход к крупной реке, по которой осуществляется международное судоходство. Типичный пример такого коридора — выход Колумбии к Амазонке, кажущийся весьма странным «аппендиксом», из-за которого этой стране пришлось в 1932—1934 гг. воевать с Перу.

Естественные рубежи как границы. Часть государственных границ проходит по естественным рубежам — горным хребтам, рекам, озерам (как правило, по их геометрической середине).

Если река часто меняет свое русло, между государствами, расположенными на разных ее берегах, как правило, возникают территориальные приграничные споры. Если естественный рубеж труднопреодолим, например высокие горы, то по разные стороны от него располагаются довольно различные этносы и такие границы являются устойчивыми и стабильными.

Рабочая тетрадь. Задание 4. Какую роль сыграли естественные рубежи в формировании государственных границ?

В ряде старых стран Европы государственные границы формировались в соответствии с границами расселения этнических групп. В XX в. поводом к пересмотру границ часто была защита народов, оказавшихся в меньшинстве на территории государства с доминированием другого этноса. Так, в Европе в XX в. главными конфликтными районами были Эльзас и Лотарингия (на границе Германии и Франции), Силезия (на границе Польши и Германии), Румынская Трансильвания, населенная венграми, Косово (сербская территория, населенная албанцами) и др.

По религиозному принципу бывшая Британская Индия в 1947 г. была разделена на Индию и Западный и Восточный Пакистан (ныне соответственно Индия, Пакистан и Бангладеш). Границы между бывшими колониальными государствами обладают наибольшей степенью конфликтности, поскольку, как правило, проходят по условно выбранным линиям, часто разрезая ареалы проживания этнических групп.

Особую остроту проблема границ приобрела в Африке, где большая их часть проведена в соответствии с соглашениями между бывшими метрополиями без учета интереса новообразованных государств.

Большинство территориальных конфликтов современности связано с проблемой границ.



  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад