РАУГ : § 5. Какие историко-культурные районы выделяют в мире?
Культура как система ценностей и норм данного этноса всегда привязана к определенному месту в пространстве, к территории, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений.
Выделение культурных районов мира — сложная исследовательская задача, которую можно решать по разному в зависимости от целей исследования и принципов (критериев), положенных в ее основу. Но есть общее, что сближает разные подходы, это стремление к целостному видению мира.
Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира
Этнография — наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.
Этническое многообразие народов мира сводится к выделению хозяйственно-культурных типов — исторически сложившихся комплексов хозяйства и культуры, типичных для народов, различных по происхождению, но обитающих в сходных географических условиях и находящихся на одинаковом уровне социально-экономического развития.
Таким образом, один и тот же хозяйственно-культурный тип, как утверждают этнографы, может быть присущ различным народам.
Процесс расселения и освоения человечеством новых ландшафтов сопровождался формированием различных хозяйственно-культурных типов, которые возникали в процессе исторического взаимодействия общества с географической средой.
Промышленная революция деформировала и даже разрушила сложившиеся хозяйственно-культурные типы, но многие из них и сейчас продолжают существовать в неизмененном виде.
Таким образом, особенности материальной культуры — как средства приспособления к существующим ландшафтам, и духовной культуры предопределяются географической средой.
Историко-культурные районы мира
Первое упоминание об историко культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. По мере накопления знаний об окружающем мире к историко-культурным областям была добавлена Эфиопия и Скифия.
В XIX в. наиболее известным ученым культурно-исторической школы был немецкий географ Фридрих Ратцель, а в ХХ в. — А. Тойнби.
Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы — это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры.
Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.
Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными.
К числу историко-культурных областей в Старом Свете были отнесены:
– Ближний Восток, или Левант — исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;
– Европейская культурная область;
– Индийская;
– Китайская (или Восточно Азиатская);
– Индокитайская;
– островная субкультурная область Тихого океана;
– Евразийские степи.
К числу историко культурных областей в Новом Свете были отнесены:
– Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго Африканская культурные области);
– циркумполярная область с рудиментарными этносами.
В Америке выделяются Англо-саксонская и Латино-американская культурные области.
В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых элементов культуры. Так, каждую из областей можно подвернуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племен банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков — занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку — как совокупность близкородственных языков.
На каждом последующем этапе районирования исследуемый культурный микрорегион становится все меньше, ареал сужается.
Но основная задача состоит в том, чтобы, изучая местные особенности культуры, не упустить общую картину культурных районов мира.
|