РАУГ : § 2. Как и где формируются этносы как главные носители культуры?
Теория этногенеза Л. Н. Гумилева
Л. Н. Гумилев считал, что носителями культуры являются этносы — устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины — варварам; китайцы — людям Срединного царства и ху — варварской периферии, в том числе и русским; арабы — нечестивым, православные — нехристям, причем к последним относились и католики). Все эти коллективы различаются по языку, иногда — по системе идеологии, по происхождению, и главное — по исторической судьбе.
Каждый этнос имеет свои неповторимые, стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта.
Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы — многоженство. Такой деликатес корейской кухни, как мясо собак, приводит в изумление другие народы.
Из нескольких этносов, возникших в определенном регионе и взаимосвязаных экономически, политически и идеологически, формируются суперэтносы (мусульманский, латиноамериканский и др.).
Где и почему возникают этносы?
Этногенез — процесс становления этноса от момента возникновения до исчезновения. Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более различных ландшафтов, т. е. географическая среда является благоприятным условием для этногенеза, но не является его причиной. Так, основные процессы этногенеза в Евразии возникали при сочетании горного и степного ландшафтов (на востоке), лесного и лугового (на западе — поляны в Волго-Окском междуречье), степного и оазисного (на юге — Крым, Средняя Азия), лесотундра и тундра (на севере). Народы же, населяющие однотипные ландшафты, например степи (саки, печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны. На Ближнем Востоке (в Леванте) при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали достаточно часто.
В истории известно два случая, когда море являлось составной частью места развития этносов: это культуры на берегах Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии.
Монотонный однородный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нем этносы, разнородный — стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.
| Рабочая тетрадь. Задание 8. Как определить страну мира по этническому составу населения? |
---|
Фазы этногенеза
Фазы этногенеза |
Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. Первая фаза — фаза пассионарного (от лат. рassio — страдание) подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Пассионарность — это способность людей к своего рода перенапряжению, когда пассионарный импульс превышает инстинкт самосохранения. Спаянные пассионарной энергией этнические целостности, расширяясь, подчиняют территориально близкие народы. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. Так, византийский суперэтнос, возникший в 1 в. н. э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до XV в.
Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.
Фаза пассионарного подъема длится примерно 300 лет, такую же продолжительность имеет и акматическая фаза, когда люди в наибольшей степени стремятся «быть самими собой», т. е. не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Этот период заканчивается соперничеством, гражданскими войнами, ход этногенеза временно тормозится. Этнос переходит в фазу надлома, которая продолжается 150— 200 лет. Эта фаза сопровождается расцветом культуры. Затем этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретенным ценностям. Наступает инерционная фаза, идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.
Постепенно пассионарность снижается, наступает фаза обскурации. Люди с пониженной пассионарностью стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей.
Процессы распада становятся необратимыми: господствуют люди вялые, эгоистичные, с потребительской психологией. Наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Приходит время равновесия с природой, когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и великим замыслам предпочитают обывательский покой. Продолжительность этой фазы целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остаток разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он существует неопределенно долго, до тех пор, пока его местообитание не будет завоевано соседями.
Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при этом возникает новая пассионарная популяция, она создает новый этнос, давая начало очередному витку этногенеза, благодаря которому человечество не исчезнет с лица Земли.
Зоны пассионарных толчков — это узкие полосы шириной около 300 км при широтном простирании и несколько больше — при меридиональном, приблизительно на половину окружности Земли. Возникают толчки этногенеза достаточно редко, два или три раза за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.
Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие — несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н. э. «задел» Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. Во всех этих странах возникли этносы ровесники, каждый из которых имел свой стереотип поведения и культуру. Их соседи — Византия, Иран, Великая степь — были старше. В XI в. появились чжурчжэни и монголы, в XIII в. — литовцы, великороссы, турки османы, эфиопы.
|