Вернуться назад 

РАУГ : § 4. Где проходит граница города?

Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села.

Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации. Городская агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, сосредотачивать) — скопление близко расположенных населенных пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.

При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.

Космический снимок. Разрастание агломерации Сан-Паулу (Бразилия) — крупнейшей в Латинской Америке

Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых «маятниковых мигрантов» — людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город.

Решение этой проблемы может быть найдено путем совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.


Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран. В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль де Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии — Бразилиа, в США — Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.

Приведите аргументы «за» и «против» слияния Москвы и Московской области в единый столичный округ.

Приведите аргументы «за» и «против» жизни в крупном и малом городе.

Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с агломерационной экономией.

Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции (происходит из-за создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Коттеджный поселок в Подмосковье

Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов. В первую очередь — транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10—20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру — строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации — загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.

Развитие крупных городов требует возрастающих объемов водоснабжения, загородных территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.

Субурбанизация. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи, с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

Мегалополисы — скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются мегалополисы — огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис — это название реально существовавшего в Древней Греции города — центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.


Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагои, Киото, Осаки, Кобе; Северо Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озерам и тянущийся от Чикаго до Питтсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан Паулу — Рио де Жанейро), Индонезии (Джакарта — Бандунг).

Рабочая тетрадь Задание 3. Крупнейшие городские агломерации мира.

Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало ХХI в.:

Наименование Мегалополиса
(главные аломерации)
Количество агломераций Население, Млн человек Площадь, тыс км кв Протяженность главной оси, км
Босваш
(Балтимор, Бостон, Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфия)
40 50 179 1000
Чипиттс
(Детройт, Кливленд, Питтсбург, Чикаго)
35 35 160 900
Сан-Сан
(Лос-Анжелес, Сан-Диего, Сан-Франциско)
15 18 100 800
Токайдо
(Иокогама, Кавасаки, Киото, Кобе, Осака, Нагоя, Токио)
20 55 70 700
Английский
(Бирмингем, Ливерпуль, Лондон, Манчестер)
30 30 60 400
Рейнский
(Ранштадт, Рейн-Рур, Рур-Майн)
30 30 60 500



  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад