РАУГ : § 4. Где проходит граница города?
Расширение юридической границы Москвы в XV-XX вв. |
Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села.
Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации.
Городская агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, сосредотачивать) — скопление близко расположенных населенных пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.
При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.
Космический снимок. Разрастание агломерации Сан-Паулу (Бразилия) — крупнейшей в Латинской Америке |
Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых «маятниковых мигрантов» — людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город.
Решение этой проблемы может быть найдено путем совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.
Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран. В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль де Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии — Бразилиа, в США — Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.
| Приведите аргументы «за» и «против» слияния Москвы и Московской области в единый столичный округ. |
---|
| Приведите аргументы «за» и «против» жизни в крупном и малом городе.
|
---|
Сравнительная эффективность хозяйственной деятельности при росте численности населения города: 1 — все виды деятельности; 2 — скоростной транспорт; 3 — общественный транспорт; 4 — личный транспорт; 5 — электроэнергия |
Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с агломерационной экономией.
Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции (происходит из-за создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).
Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.
Коттеджный поселок в Подмосковье |
Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов. В первую очередь — транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10—20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру — строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации — загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.
Развитие крупных городов требует возрастающих объемов водоснабжения, загородных территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.
Пригород г. Цинциннати (США) |
Субурбанизация. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи, с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.
Мегалополисы — скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются мегалополисы — огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис — это название реально существовавшего в Древней Греции города — центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.
| |
---|
Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагои, Киото, Осаки, Кобе; Северо Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озерам и тянущийся от Чикаго до Питтсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан Паулу — Рио де Жанейро), Индонезии (Джакарта — Бандунг).
| Рабочая тетрадь
Задание 3. Крупнейшие городские агломерации мира. |
---|
Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало ХХI в.:
Наименование Мегалополиса (главные аломерации) | Количество агломераций | Население, Млн человек | Площадь, тыс км кв | Протяженность главной оси, км |
---|
Босваш (Балтимор, Бостон, Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфия) | 40 | 50 | 179 | 1000 | Чипиттс (Детройт, Кливленд, Питтсбург, Чикаго) | 35 | 35 | 160 | 900 | Сан-Сан (Лос-Анжелес, Сан-Диего, Сан-Франциско) | 15 | 18 | 100 | 800 | Токайдо (Иокогама, Кавасаки, Киото, Кобе, Осака, Нагоя, Токио) | 20 | 55 | 70 | 700 | Английский (Бирмингем, Ливерпуль, Лондон, Манчестер) | 30 | 30 | 60 | 400 | Рейнский (Ранштадт, Рейн-Рур, Рур-Майн) | 30 | 30 | 60 | 500 |
|