Вернуться назад 

РАУГ : § 3. Какие методы региональной политики использует государство?

Первым этапом реализации региональной политики является выделение районов, по отношению к которым государство должно проводить особую политику. Иными словами, должно быть проведено районирование территории с целью выделения районов, отличающихся более низким уровнем социально-экономического развития.

Выбор критериев и показателей, по которым выделяются нуждающиеся районы, различается по странам мира в зависимости от того, что вызвало обострение проблем регионального развития. Так, в Бразилии к районам, получающим специальную правительственную помощь, относятся территории внутри границы засушливости. В Великобритании главным критерием является уровень безработицы (4,5%).

Однако и внутри каждого неблагоприятного района существуют резкие социально-экономические контрасты; один и тот же показатель может приобретать различные значения в зависимости от способа разделения района на части. Таким образом, возникает соблазн своеобразного джерримендеринга подтасовки границ района с целью сделать его объектом правительственной помощи.

Справедливое распределение национального дохода между районами страны. Итак, какое же распределение национального дохода между регионами страны может считаться справедливым?

Считается, что часть национального дохода должна распределяться «по нуждам», с учетом различий в их структуре. Другая часть — по вкладу каждого района. Необходима денежная компенсация урона районам, которые живут и работают в худших условиях.

Географическая рента, получаемая регионами из-за наделенности даровыми благами природы, а не вследствие усилий населения, должна быть изъята как «незаслуженная» и перераспределена в пользу районов, не обладающих такими преимуществами. Затем необходимо справедливо определить долю каждого района в национальном богатстве.

Региональная политика в экономически развитых странах проводится с 1940-х гг. Она носит компенсирующий характер и нацелена на смягчение пространственных диспропорций в социальной сфере, неизбежных при экономическом росте. Как правило, цели региональной политики не экономические, а социальные — она ориентирована на помощь «худшим».



Стимулирующая политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. Компенсирующая политика использует те же самые средства для смягчения социальных и экологических последствий экономического развития. Она направлена на компенсацию социального и географического неравенства, смягчение проблем в тех районах, где массовые забастовки стали угрожать интересам бизнеса и предполагает перераспределение доходов для снижения ущерба от неравномерности регионального развития в виде помощи отсталым и депрессивным районам, их обустройства, требующего дотаций, льгот, профессиональной переподготовки трудоспособного населения.

Доля средств, выделяемых на региональную политику невелика — около 0,04 — 0,08% ВВП; это гораздо меньше, чем инвестиции частного бизнеса.

Региональная политика призвана привлечь частный бизнес в проблемные районы инвестированием за счет государства базовой инфраструктуры –транспорта, энергетики; а также путем предоставления финансовых субсидий, льготных займов и тарифов на государственные услуги, налоговых льгот для существующих или вновь создаваемых производств. Иногда в районе помощи создаются промышленные предприятия госсектора, сюда выводят из столичных районов центральные учреждения. Государство финансирует миграционные потоки из депрессивных районов, оказывает помощь в эвакуации населения и продаже недвижимости. Широко используются также ограничения и штрафы на инвестиции в быстроразвивающиеся районы, премирования фирм за вывод из ведущих районов предприятий.

Существует три главных типа проблемных районов: перегруженные крупногородские, депрессивные старопромышленные, отсталые аграрные. Для каждого из них выработаны особые подходы к регулированию и организации территории.

Региональная политика в России. Особенности России — большие размеры территории, сложное административно-территориальное деление, контрасты в природных условиях и освоении по направлениям «север-юг» и «запад-восток», многонациональность делают проведение региональной политики жизненно важным процессом для сохранения территориальной целостности страны. В последнее десятилетие усилились контрасты между регионами по уровню социально-экономического развития. Высокие темпы экономического роста показывают лишь немногие из 89 субъектов федерации — нефтедобывающие регионы — Ханты-мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Башкирия, крупные финансово-кредитные центры — Москва, Санкт-Петербург, регионы с развитой металлургией). Они, по сути, являются немногочисленными «донорами» федерального бюджета. Депрессивные районы с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, аграрные районы — нуждаются во внешних источниках финансирования.

Проводящаяся в нашей стране с 1994 г. политика бюджетного федерализма предполагает: выделение территорий, нуждающихся в помощи (главный критерий — объем налоговых поступлений на душу населения, меньший среднего по РФ), объемов этой помощи и прямые (перечисление денег в регионы) и косвенные (региону предоставляется возможность зачисления в свой бюджет налоги, которые должны идти в федеральный бюджет) трансферты, которые направляются в них.

Создание Министерства регионального развития в России отражает то внимание, которое стало уделяться проблемам регионального развития.



  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад