Вернуться назад 

РАУГ : § 2. Какие факторы учитываются в моделях размещения промышленности?

Конкретное размещение предприятия зависит от множества факторов: природных, производственных и социальных; к последним относятся трудовые навыки, культурные и хозяйственные обычаи населения.

Первые модели в размещении промышленности. Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства.

Немецкий инженер-экономист В. Лаунгард в статье «Практика эффективного размещения предприятий» (1892 г.) предложил модель «локационного треугольника» с вершинами «источники сырья», «рабочая сила», «рынок сбыта». Точка, где транспортные издержки на единицу производимой продукции были минимальными, считалась оптимальным местом размещения.

Экономист Лориа (1898 г.) важнейшим фактором размещения промышленности считал наличие рабочей силы. Он полагал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое в свою очередь должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

где Μij — притяжение двух городских центров i и j,

Pi,Pj — население городов i и j,

Dij — расстояние между городами.

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.

Так или иначе рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Ее автором стал немецкий экономист А. Вебер, издавший в 1909 г. книгу «Теория размещения промышленности». Он первым ввел в научный оборот понятие «фактор размещения», понимаемое как экономическая выгода для хозяйственной деятельности, появляющася в зависимости от места.

Модель минимальных издержек Вебера (1926 г.). Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства, располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров.

Отрасли промышленности в моде ли Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов, которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок).

Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию.

Песчаный карьер в Истринском районе Московской области (повсеместно распространенные материалы)

Где же будет располагаться завод — ближе к источникам сырья или к рынку сбыта? Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений (иначе — минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи материального индекса (К):

Если К>1, то точка минимальных перемещений находится ближе к источнику материалов, если К<1, то ближе к рынку сбыта.

Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции

Предприниматель будет строить заводы в местах с минимальным уровнем транспортных издержек и стоимости рабочей силы.

Для некоторых отраслей важное экономия на издержках возрастает за счет компактного размещения (например, в промышленном парке), которое позволяет пропорционально сообща оплачивать коммунальные услуги и пользоваться научно-техническими разработками.

Рассмотрим подробнее функциональные зависимости каждого из факторов производства.

Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно-километрами, является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта.

Влияние стоимости рабочей силы выявляется через рабочий коэффициент, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют от точки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки.

Агломерационная экономия (экономия от укрупнения) позволяет добиться значительного роста прибылей. Сосредоточение индустриальных объектов может быть обусловлено комплексной разработкой локализованных природных ресурсов или размещением предприятий в крупных транспортных узлах. Этот фактор может побудить предпринимателей отказаться от мест, где транспортные издержки и стоимость рабочей силы минимальны. Пределом безграничного увеличения прибылей от агломерации служит рост цен на земельные участки, который, наоборот, стимулирует рассредоточение промышленных предприятий.

В зависимости от взаимного сочетания главных показателей (объема и стоимости перевозок, значения рабочего коэффициента и экономии от агломерации) Вебер выделил группы отраслей промышленности, каждая из которых имеет свои принципы размещения:

1. Отрасли, ориентированные на переработку повсеместных материалов, располагаются, как правило, около рынков сбыта. Если разместить эти предприятия около источников сырья, возникнут непроизводительные затраты на перевозку громоздкой продукции.

2. Отрасли, ориентированные на источники сырья, так как в их производстве используются материалы, потеря веса которых при переработке максимальна.

3. Отрасли, предприятия которых размещены в промежуточных пунктах, если используются материалы с одинаковой потерей веса при переработке.

Модель Тинбергена. Каково будет оптимальное (т. е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно?

Сравнение транспортных издержек показало, что снабжение продовольствием одного центра, где сосредоточены все промышленные предприятия, обходится намного дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же объемом спроса. Таким образом, при высоких издержках на транспортировку наиболее оптимальной будет децентрализация промышленного производства по многим мелким центрам.

Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимальным вариантом размещения лишь при высоких транспортных издержках на перевозку продукции специализированных отраслей.

Размещение промышленности и иерархия населенных пунктов. Размещение локализованных и повсеместно распространенных отраслей промышленности (строительство, издательская деятельность, пищевая промышленность) «привязано» к городам разного уровня иерархии. Таким образом, существует зависимость между людностью городов, структурой и масштабами производств.

Локализованные отрасли имеют большие масштабы, сложное и специализированное производство. Они развиваются преимущественно в регионах с большим количеством городов, что обеспечивает минимизацию объемов перевозок. Предприятия расположены в городах таких размеров, людность и емкость рынка сбыта которых достаточно велики для развития этих отраслей.

Повсеместно распространенные отрасли с небольшими масштабами производства более тесно связаны с потребительским рынком, чем с другими отраслями промышленности. Исключением является, пожалуй, только пищевая промышленность, связанная с поставщиками сельскохозяйственной продукции и с заводами, выпускающими тару. Концентрация предприятий повсеместных производств в отдельных, но близко расположенных населенных пунктах обеспечивает экономию только при наличии тесных производственных связей.

Небольшие по численности жителей населенные пункты имеют, как правило, ограниченный набор повсеместных отраслей: в их окрестностях размещаются рудники, шахты, карьеры, а в самих городах — ремонтные мастерские, пищевая промышленность, производство стройматериалов.

По мере увеличения размеров населенных пунктов значение добывающей промышленности в них падает, а обрабатывающей промышленности растет. Доля населения, занятого в обрабатывающей промышленности, значительно выше в городах средних размеров, чем в крупных, где важнейшее значение приобретает сфера услуг — образование, банковская деятельность, управление, связь.

Модель жизненного цикла продукта Вернона (1966 г.) Модель рассматривает четыре этапа «жизни» продукта — от разработки до моральной «старости». На каждом из этапов (разработка, рост спроса, «зрелость», «старость») производство меняет свое географическое положение — от центральных к периферийным районам страны, затем перемещается в менее развитые страны с дешевой рабочей силой.

Разработка продукта ведется в экономических центрах стран, где имеется высококвалифицированная, но малочисленная рабочая сила. По мере роста производства и стандартизации технологического процесса, растущее производство требует притока рабочей силы. На этапе «зрелости» продукта производство сдвигается к периферийным районам с более дешевой рабочей силой. «Старость» продукта наступает, когда происходит снижение продаж из-за конкуренции лучшей и более дешевой продукции. Производство перемещается в менее развитые страны или прекращается.

Модель многозаводской фирмы Хамфри (1988 г.) В последние десятилетия факторы размещения промышленности, рассмотренные выше, практически потеряли свое значение. В настоящее время, когда решения о размещении предприятий принимают крупнейшие ТНК, производственные цепочки рассредотачиваются по территории одной или нескольких стран.

Выбор местоположения стал все более носить глобальный и стратегический характер.


Так, штаб-квартиры компаний, в которых топ-менеджеры принимают стратегические решения о развитии производства, располагаются в «мировых (глобальных)» городах.

Научно-исследовательские центры, в которых разрабатываются новые продукты, размещаются в промышленных парках и технополисах. Важнейшим фактором размещения становится наличие высококвалифицированных кадров.

Заводы, в которых производится конечная продукция, размещаются в периферийных районах с дешевой рабочей силой и удобным географическим положением, или в других странах.



Рабочая тетрадь. Задание 16. Где расположены штаб-квартиры крупнейших автомобильных компаний мира?




  Предыдущая страница Следующая страница  

РАУГВернуться назад