РАУГ : Межгосударственные конфликты водопользования
Конфликтные ситуации по поводу водопользования наиболее часто связаны с регулированием речного стока и гидротехническим строительством. Сооружение плотин и водохранилищ в верхнем течении может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на нижнее течение рек. Регулирование стока в верховьях рек часто предохраняет ниже расположенные участки рек и их долины от разрушительных наводнений. Однако уменьшение стока в низовьях и изменение водного режима в условиях нехватки водных ресурсов часто служит причиной обострения отношений между странами — соседями по водному бассейну, например между Индией и Пакистаном, Индией и Бангладеш, Турцией и Ираком, Израилем и Палестинской автономией и т. п. В связи с сокращением объема наносов, поступающих в дельты рек, наблюдается усиление их размыва, например в дельте Нила, Тахо и др.
Конфликты возникают и по поводу распределения гидроэнергетических доходов. Нередко на них претендуют страны, не участвовавшие в строительстве гидроузлов и плотин, но терпящие определенный урон в связи с затоплениями в верхней части или изменениями течения рек в нижней части, а также страны, расположенные в верховьях рек и считающие себя вправе требовать часть гидроэнергетической ренты. Подобные требования характерны и для отношений отдельных регионов внутри одной страны, например между Республикой Бурятия и Иркутской областью в России по поводу ренты от использования вод реки Ангары для производства гидроэлектроэнергии.
Экологические конфликты связаны, как правило, с загрязнением воды, когда вклад отдельных стран должен учитываться и регулироваться с учетом межгосударственных интересов.
С регулированием водных ресурсов в межгосударственных бассейнах тесно связаны проблемы управления землепользованием, особенно в условиях засушливого климата или в случаях затопления массивов плодородных земель. Нередко возникают конфликты по поводу добычи полезных ископаемых в верховьях реки, последствия этого наносят ущерб странам, расположенным ниже по течению. Ресурсные и экологические проблемы в межгосударственных бассейнах особенно трудно разрешимы в случае различного экономического и политического «веса» стран соседей. Так, на юге Африки государству Свазиленд принадлежат лишь участки среднего течения важнейших рек, а верхние и нижние участки рек принадлежат ЮАР и Мозамбику. Поэтому планы Свазиленда увеличить водозабор с целью орошения сельхозугодий неизбежно вступают в противоречия с планами более мощных соседей.
|