Вернуться назад 

РАУГ : Проект оптимизации сельских школ

В рамках проекта Всемирного банка по реструктуризации российской системы образования выполнена научно-исследовательская работа по оптимизации сети сельских школ. В работе использовались теоретические положения модели центральных мест В. Кристаллера.

Место исследований: Некоузский район Ярославской области.

База исследования: Статистические материалы предоставлены областным департаментом образования. Они включают данные по численности учеников и учителей, удельным затратам на одного учащегося, типу школ (начальная, основная, средняя), годе постройки, проектной мощности, обслуживаемые населенные пункты с указанием расстояния до них в километрах, транспортная доступность (железная дорога и автодороги). Кроме того, учитывалось мнение местных жителей, уровень подростковой преступности, отношение к детям из других населенных пунктов в базовой школе, качество учительского коллектива, качество управления в школе и др.

Цель: реорганизация существующей сети сельских школ таким образом, чтобы повысить доступность школ для сельских детей, экономическую эффективность и качество образования. Надо выявить проблемные школ, их закрыть или изменить профиль, решить проблему транспортировки детей в эффективные школы. Для Некоузского района предложена методика оптимизации сети сельских школ, включающая следующие шаги.

1. Создание электронной карты, включающей слои: населенные пункты, автомобильные и железные дороги, сельские школы, границы района.

2. Создание базы данных для проведения оптимизационных расчетов и карт, дающих наглядную характеристику всех школ района как по отдельным показателям, так и по сумме показателей.

3. Выбор базовых (опорных) школ и неперспективных школ (кандидаты на закрытие) и проведение оптимизационных транспортных расчетов по перевозке учащихся.

4. Формулирование рекомендаций по оптимизации сети сельских школ, включая рекомендации по ежедневной, еженедельной транспортировке, либо по развитию дистанционного и домашнего образования.

Все существующие сельские школы разделены на три группыопорные (4), стабильные (7) и проблемные (9).

Деление на группы проводилось по шести показателям — типу школы (три группы — начальная, основная и средняя школы), расчетной наполняемости (три группы), фактической наполняемости (три группы), износу (три группы — школы, построенные до 1960 года, в 1961-1980 гг. и после 1980 г.), удельным затратам на одного учащегося (три группы — до 2 000 руб., от 2000 до 4000, более 4000 руб.) и транспортному положению (три группы — авто + железная дороги, перекресток автодорог, автодороги без асфальта).

По результатам оценок построены картосхемы.

Показан тип школы (красный цвет — средняя школа, зеленый — основная и синий — начальная) и расчетная мощность (крупный пунсон — свыше 350, средний — от 101 до 350 и маленький — менее 100 учащихся).

На рисунке показана суммарная оценка школ по всей совокупности рассмотренных факторов. Максимальную сумму баллов получили школы в населенных пунктах Октябрь, Воскресенское, Новый Некоуз и Волга, расположенные на юге района вдоль железной дороги. Среднюю сумму получили школы в населенных пунктах Борок, Лацкое, Некоуз, Станилово, Парфеньево, Рожалово, Макеиха. К группе проблемных отнесены школы в населенных пунктах Ковезино, Новинское, Шамары, Боброво, Правдино, Спас-Ильдь, Марьино, Воскресенское (северное) и Веретея.

На рисунке предложены решения проблемы. Школы в Марьино, Веретее и Шамарах предлагается оставить только как начальные. Детей основной и средней школы предлагается перевозить из Марьино и Веретеи в Борок, из Шамар в Воскресенкское (южное).

Таким образом, использование теоретических моделей оптимизации расселения и современных геоинформационных технологий позволяет получить наглядную объективную картину состояния школ и быстрый расчет транспортных вариантов решения задач.

По материалам Сайта компании ДАТА+ www.dataplus.ru     и Скопина А. Ю., эксперта DATA+






РАУГВернуться назад