Общественная миссия географии

Н.С. Касимов с заключительной речью 16 ноября 2011 года опубликована резолюция Первого съезда учителей географии. Принятый на съезде текст резолюции был доработан с учётом пожеланий учителей и методистов. Согласно итоговому варианту резолюции, съезд, в частности, постановляет:

- включить географию в качестве обязательного предмета (не менее 2 часов в неделю) во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования;
- считать недопустимым включение географии в любые искусственно конструируемые межпредметные комплексы: «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире» и т.п.;
- просить Русское географическое общество выделить специальные гранты на создание центров полевых исследований в регионах и специальных грантов «Школьная экспедиция»;
- считать недопустимым формализованный «балльный подход» к оценке труда учителя, предложить разработать новые критерии квалификационной рамки учителя в соответствии с международными требованиями.

Резолюция направлена во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов РФ, в Госдуму и Совет Федерации ФС РФ, в Министерство образования и науки РФ, правительство РФ и администрацию президента РФ.

Кроме того, в последний день работы съезда были оглашены результаты анкетирования. 85,4% участников съезда представляли систему общего и среднего образования, 15,6% – вузы, 4,3% – органы управления образованием. Абсолютное преимущество – 91% - составили преподаватели географии, экологии, естествознания и аналогичных предметов.

В анкетах участники также выразили свое отношение к ЕГЭ: 61,5% отметили, что ЕГЭ не способствует повышению качества набора в вузы. 30,6% опрошенных выступает за отмену ЕГЭ. Таким образом, учителя географии занимают наиболее жесткую позицию по отношению к ЕГЭ среди опрошенных ранее преподавателей других дисциплин (математики, биологии и др.).

Среди проблем географического образования участники отметили плохое оснащение школ (49,1%), низкую мотивацию у учеников, отсутствие методических пособий и т.д.

Все без исключения участники съезда говорили о сокращении часов преподавания географии в школе. В рамках существующих нормативов на географию в 6 классе выделяется два часа – один на «общую» географию, другой – на региональный компонент. Но использование второго часа под региональную географию имеет рекомендательный характер, чем зачастую пользуются местные органы власти или непосредственно администрация школы. Этот час просто отдают другим предметам.

На круглых столах, тематических секциях, в которых принимали участие ученые ВГСПУ, обсуждали содержание и методы школьного географического образования, современный УМК по географии, педагогическое образование и повышение квалификации учителей географии и многое другое.

Секция №1 была посвящена современным технологиям и методам преподавания. 99% участников секции – учителя географии. В ходе секции было предложено выбрать новые приоритеты в образовании, в частности, уделить особое внимание «преемственности» издаваемых учебников.

На секции №2 «Содержание и методы школьного географического образования» также отметили необходимость повышения качества издаваемой продукции.

Секция №3 «Практическая составляющая школьного географического образования» представила роль практической составляющей как ведущую в образовании. Основными направлениями для обсуждения были:

- проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии;
- организация туристско-краеведческой и экскурсионной работы;
- практические работы и экскурсии в природу как элементы учебного плана по географии;
- организация региональных центров полевых исследований по географии;
- вклад вузов и учреждений дополнительного образования, музеев и библиотек в географическое образование.

На секции №4 под названием «Современный учебно-методический комплекс по географии» был представлен опыт ведущих издателей учебников по географии. Результатом дискуссий стал вывод об усилении требований к федеральным стандартам учебников, методических пособий и атласов.

На остальных секциях также была отмечена необходимость популяризации географической науки и возвращения должного авторитета географическому образованию.

Наталья Соколова, Кирилл Кузнецов

Фото: Ярослав Никитин

Материал взят с сайта Русского географического общества