РАУГ : Кастовое разделение труда в Индии
Французский географ, профессор Пьер Гуру, известный своими описаниями тропических стран, рассказывает в книге «Азия» о кастовом разделении труда в одной из индийских деревень между Гангом и Джаммой. Описание относится к первой половине ХХ в.
Факир. К касте неприкасаемых относятся нищенствующие факиры, которым брахманы разрешают покурить свою трубку по праздникам, манихары (продавцы браслетов из стекла), дхуна, занимающиеся чесанием хлопка, и каста таваиф, обеспечивающая деревни услугами танцовщиц и певиц |
«Все крестьяне принадлежат к четырем главным кастам — брахманы, кшатрии, вайши и шудры. Касты связаны между собой экономическими узами таким образом, что деревня представляет собой замкнутый организм, сам удовлетворяющий все свои потребности. Услуги и предметы потребления распределяются без посредства денежного обращения, путем обмена, основанного на традиционных обязанностях каждой касты. Размер оплаты за услуги определен обычаем. Каждый житель села занимает свое экономическое и общественное положение, определенное фактом его рождения в той или иной касте.
К касте брахманов относится 43 семьи. Две из них являются бхатами, т. е. бардами и генеалогами, которые читают поэмы во время свадебных обрядов. Три семьи священников делят между собой сельских прихожан. Остальные брахманы занимаются земледелием. Им принадлежит руководящая роль в общине. Учителями в школе по традиции могут быть только брахманы.
Структура кастовой системы |
Представителей касты кшатриев в деревне мало — только одна семья писцов (каясты) и две семьи ювелиров (сунары). Вайшей в деревне вообще нет. Наибольшая часть селян принадлежит к касте шудров. Они подразделяются на мали (цветоводы, которые по мере надобности поставляют цветы, гирлянды и листья хны для окраски ступней ног и ногтей), качхи (искусные садоводы), лодха (выращивающие рис), наи (парикхмахеры), кахар (водоносы, мужчины поставляют воду для орошения полей, а женщины — для снабжения деревни), гадария (скотоводы), бхарбхунджа (поджариватели зерен нута), дарзи (портные, шитьем занимаются мужчины), кумбар (горшечники), ахаджан (торговцы).
С представителями касты отверженных, или неприкасаемых, односельчане не имеют никакого общения. Одна семья дхоби (прачек) стирает белье для всей деревни: один раз в две недели для самых богатых семей, один раз в месяц — для семей среднего достатка, один раз в два месяца — белье бедняков.
Данук — изготовители циновок (всего 7 семей), однако, этим они занимаются мало, а разводят свиней и занимаются земледелием, основная обязанность женщин данук — акушерство.
Чамары выделывают и дубят кожи. Самыми неприкасаемыми из всех неприкасаемых являются бханги, подметальщики.
По: П. Гуру «Азия» — М., 1956, с. 326—330.
|