Впервые съезд преподавателей географии России был созван в 1915 году и состоялся в старом здании МГУ на Моховой улице. Инициатором его проведения стал один из выдающихся деятелей РГО Дмитрий Анучин.
Первый съезд учителей географии в новейшей истории Российской Федерации прошел в октябре 2011 года в Москве и также был организован при поддержке Русского географического общества.
Перед участниками и делегатами съезда ставилась задача обсудить проект «Концепции развития общего географического образования в Российской Федерации», внести в него свои замечания и предложения — с тем, чтобы доработанный вариант представить в правительство. Следует отметить, что обсуждение документа продолжается уже несколько месяцев — как в интернете, так и в рамках семинаров и других мероприятий. За это время в адрес разработчиков поступило более 500 поправок. Насколько они были учтены в той версии документа, которая была представлена на съезде? Некоторые участники и делегаты отмечали, что их замечания не были учтены при доработке, а вопросы, которые их волнуют, так и остались без ответа.
Основное отличие представленного на съезде варианта Концепции от первоначального заключается в том, что в последней версии сделан акцент на изучении географии в школе (первоначальный проект рассматривал все уровни географического образования — от дошкольного до высшего).
Главное беспокойство педагогов связано с тем, что в последние годы география в школе стала второстепенным предметом. На ее изучение отводится недостаточное количество часов — например, в 5-6 классах — 1 час в неделю. За это время, по мнению педагогов, нельзя заложить фундамент знаний и привить любовь к предмету. Неэффективность одночасовых курсов давно доказана: дети быстро забывают информацию, полученную в таком объеме.
В Концепции предлагаются разные варианты распределения времени на изучение предмета, в том числе образовательным учреждениям рекомендуется формировать учебные планы по схеме: в 6-9 классах — по 2 часа в неделю, в 8-9 классах — по 1 часу в неделю на изучение дополнительного курса «География родного края»; в старшей школе на базовом уровне включить географию как обязательный учебный предмет в объеме не менее 2 часов в 10 классе и 1 часа — в 11-м.
В Концепции предлагается также существенно расширить число вузов и направлений подготовки, принимающих в качестве обязательных ЕГЭ по географии. В настоящее время таких вузов очень мало, из-за чего ЕГЭ по географии, согласно данным Рособрнадзора, в 2016 году сдавали лишь около 18 тыс. выпускников (менее 3 % от общего числа). Для сравнения: обществознание выбрали около половины выпускников школ, поскольку ЕГЭ по этой дисциплине обязателен при приеме на большинство экономических и юридических специальностей, столь популярных среди абитуриентов.
Еще одна мера, которая по мнению авторов Концепции, должна решить проблему привлечения внимания к географии и усилению ее роли — это введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии. Кстати, министр образования и науки Ольга Васильева, выступавшая во второй день съезда, одобрила эту инициативу, отметив, что ее надо обсудить детально, в том числе и с точки зрения финансирования.
«Введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ тоже делу не помогут — требуются кардинальные изменения структуры и содержания школьного курса», — убежден М. В. Рыжаков. По его мнению, «на сегодняшний день это очень сложно написанный предмет, материал которого перегружен и часто непонятен даже хорошим ученикам». Эту позицию разделяют и учителя — практики, которые в своих выступлениях на секциях съезда говорили о том, что сложность изучаемого материала не соответствует возрастным особенностям учащихся, и это отбивает интерес к предмету. Многое зависит и от учебников, которые должны быть написаны доступным, ярким языком. Педагоги предлагали разработать единые подходы к созданию УМК по географии; уточнить список тем, обязательных для изучения по этому предмету; согласовать научные трактовки проблемных вопросов.
Не менее важный вопрос заключается в том, как мотивировать учащихся к изучению географии и доказать необходимость этого предмета в дальнейшей жизни.
«Нам надо вернуться к учебным экспедициям и интегрировать географию с другими дисциплинами, — убежден Игорь Шидловский. — В таких путешествиях дети узнают о культуре, истории, природе родного края. Сегодня у детей разрозненные знания по каждому предмету, а география все вокруг себя объединяет и создает целостную картину мира». Учитель географии из г. Сарова Нижегородской области Наталья Цветкова предложила записать в концепции требования к обязательному проведению экспедиций, экскурсий, организации практических занятий в процессе изучения географии. По ее словам, до тех пор, пока эти виды деятельности существуют только на рекомендательном уровне, время и деньги на их проведение приходится искать самим учителям.
По общему мнению, привить интерес к географии способен только квалифицированный, знающий и любящий свой предмет педагог. Однако, как отмечали участники съезда, примерно две трети преподавателей географии в регионах не имеют профильного образования. Бюджетный прием на географические факультеты педвузов минимален и составляет в некоторых регионах 5 мест, и даже этот минимум выделяется не каждый год. Подготовка на курсах повышения квалификации также не всегда отвечает современным требованиям.
Документ не дает четкого ответа на вопрос о том, в каком направлении должны реформироваться структура и содержание школьного курса географии — только констатируется отставание школьных географических курсов от современных достижений в области географической науки, а каким образом это отставание будет преодолеваться, неясно. Все это превращает концепцию в набор благих пожеланий и рекомендаций, не обеспеченных конкретными источниками финансирования и четкой стратегией дальнейших действий. Несмотря на подобные существенные недостатки, концепцию планируется как можно скорее внести в правительство — об этом заявили и министр обороны, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, и Ольга Васильева, завершая работу съезда.
Как подчеркнула министр образования и науки, «разработанный проект Концепции, должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели».
Печально, что даже в итоговом выступлении Н.С Касимова, перед самым голосованием, так и не было определено что такое «общее географическое образование», является ли оно синонимом «школьному географическое образованию». И это странно, так как с самого начала на разных этапах обсуждали «Концепцию развития географического образования…», потом появилась «Концепция общего географического образования». Эти неточности крайне существенны. Осталось непонятным, кто имел право голосовать за принятие обсуждаемого документа: только делегаты съезда или делегаты и участники? В последнем случае не понятно, чем различался статус собравшихся? И главное, что в итоге приняли участники и делегаты съезда: резолюцию съезда (но ее текст не зачитывался) или Проект Концепции (тогда какой вариант, с какими поправками)? К сожалению вопросов больше, чем ответов. Жаль, что на съезде не прослеживалась преемственность с предыдущим съездом: не было разговора о том, что было сделано по решениям, принятым на I съезде, что не получилось и по каким причинам. Представляется, что подобный анализ мог стать основой более предметного разговора о новой Концепции. Жаль, что не вспомнили, не почтили память тех, кто ушел за эти годы — В. П. Максаковского, Г.И. Котельникову и других. Искренне поздравляю учителей и методистов, награжденных грамотами РГО. Не умаляя заслуг награжденных, столь же искренне недоумеваю: почему так мало (!) учителей и методистов, чей труд отмечен и замечен хотя бы грамотой. Неужели в зале не было и других достойных? Конечно, были, и не один десяток. Остается только радоваться состоявшимся встречам с коллегами».
Автор материала: Ольга Дашковская
Источник от 10 ноября 2016 года.
Copyright © 2005 "ФТЛ № 1 " |